России следует стремиться к такому государственному устройству, где равенство не будет вынужденным, как при социализме
Время на чтение 3 минуты
Фото: из личного архива автора
В 2012 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была опубликована моя статья «Сто миллиардеров или сто миллионов русских». С тех пор их число, по некоторым подсчётам, достигло 140. Радоваться нам по этому поводу или горевать? Понятно, что есть убеждённые сторонники богатства и богачей, и есть не менее убежденные их противники. Однако вопрос не так прост, как кажется.
В своё время Ленин определял социализм как упразднение частной собственности на средства производства. В 1917 году Россия пошла по этому пути, итоги которого были подведены в декабре 1991 года спуском красного флага СССР с кремлевской башни. Речь сейчас не о великих достижениях и великих жестокостях советской власти – речь о грандиозном социальном опыте, который окончился неудачей. Превратить страну в единую фабрику, как того хотел Ленин, надолго не удалось. Поразительно, что нынешние теоретики «инклюзивного посткапитализма», по существу, хотят того же самого — путём включения частного лица в систему мировых информационных платформ, в буквальном смысле превращающих личность в цифру, в алгоритм мирового компьютера.
Марксизм и глубинная Россия
«У тебя не будет ничего, и ты будешь счастлив», — утверждают Клаус Шваб и Ной Харрари.
Какая уж тут частная собственность? Скорее, дело идёт о собственности Великого Инквизитора, о котором пророчески предупреждал Достоевский (эпоха «темного просвещения»).
Вот тут и встаёт вопрос о частной собственности как таковой. Если вдуматься, это понятие не только экономическое, но социально-культурное и духовное. Человек, полностью лишённый собственности – это раб.
Человек, частично лишённый собственности – это крепостной или пролетарий, вынужденный продавать свою рабочую силу.
Западник на марше
Во всех трёх случаях эти персонажи лишены свободы распоряжаться собой, поскольку им не принадлежит ничего или очень мало.
Главный их протест – это убийственное восстание. Они не могут пожертвовать свою собственность Богу, поскольку не имеют её. Христос сказал богатому юноше «продай имение твоё, раздай нищим и следуй за мной» (Мф. 19:21), но рабы и пролетарии не в состоянии этого сделать, даже если бы и пожелали. В таком плане их бедность является не их заслугой, а их бедой.
С другой стороны, богатство богача является его приговором («горе вам, богатые, ибо имеете уже награду свою») (Лк. 6:24), если богач посвятил богатству свою жизнь («где сокровище твоё, там и сердце твоё будет») (Мф. 6:21) и не делится им с другими.
В своё время Вл. Соловьев заметил, что христианство отличается от социализма тем, что оно предлагает отдать своё, а социализм требует взять чужое. В этом отношении капитализм и социализм «оба хуже»: первый превращает человека в раба собственного (и чужого) капитала, а второй делает из него безвольную деталь социальной или информационной машины. И то и другое ложно.
По слову Максима Исповедника, подлинно твоё – не то, что ты взял, а то, что ты отдал.
Православной России следует стремиться к такому государственному и общественному устройству, где равенство не будет вынужденным, как при социализме, богатство не будет политически господствующим, как при олигархическом капитализме («семибанкирщина)», а основным религиозным, экзистенциальным и гражданским актом человека станет его осознанный выбор между Богом и маммоной, в том числе и в отношении к собственности.
По существу, подобный выбор неизбежен для каждого человека, равно как и для нашей страны-цивилизации. И первые в этом выборе могут оказаться последними, а последние первыми.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/12/22/k_voprosu_o_milliarderah
Комментарии
Отправить комментарий